[греч. ῾Ιερὰ Μητρόπολις Καρθαγένης], епархия Александрийской Православной Церкви. Образована в 1931 г., названа в честь находившегося на ее территории крупного церковного центра Карфаген. В наст. время К. м. включает Тунис, Алжир, Марокко и Мавританию, кафедры находятся в городах Тунис (Тунис) и Касабланка (Марокко). В 1959-2004 гг. к К. м. была присоединена Трипольская митрополия (Ливия) и кафедра располагалась в Триполи. Входившая в состав К. м. часть Египта (Ливийская пустыня, храм в Марса-Матрух) была передана в 2009 г. Киринской митрополии.
В наст. время в епархии действуют 5 храмов и служат 3 иерея. Кафедральный собор вмч. Георгия Победоносца в г. Тунис был построен греч. общиной в 1901 г. на месте старого храма прп. Антония Великого. Еще 2 церкви находятся во 2-м по величине городе Туниса Сфаксе (ц. Св. Троицы (или Трех святителей), 1893) и на о-ве Джерба (ц. свт. Николая Чудотворца, 1895). В Марокко действует собор Благовещения Пресв. Богородицы в Касабланке, в Алжире (г. Алжир) - парекклисион Св. Троицы при посольстве Греции. В Мавритании правосл. верующие проживают в городах Нуакшот и Нуадибу, ведутся переговоры о сооружении правосл. храма. Миссионерская работа в этих мусульм. странах запрещена законом, поэтому основными направлениями деятельности К. м. являются сохранение и восстановление исторических христианских памятников и благотворительность. Активизация церковной жизни К. м. связана с деятельностью митр. Алексия (Леонтаритиса), по инициативе которого были отреставрированы собор вмч. Георгия Победоносца в Тунисе, ц. Св. Троицы в Сфаксе, резиденция митрополита (его предшественники посещали епархию только на Пасху и Рождество), ремонтируется ц. свт. Николая Чудотворца на о-ве Джерба, расписан собор Благовещения Пресв. Богородицы в Касабланке, создана школа греч. языка в Тунисе. К. м. планирует открытие Патриаршего центра христианско-мусульманского диалога в древнем Карфагене.
Тунис. В 1647 г. в столице Туниса по инициативе Александрийского патриарха Иоанникия (1645-1657) была основана ц. прп. Антония Великого и вокруг нее сформировалась греч. община. Со 2-й пол. XVII до кон. XVIII в. на о-ве Джерба также существовала греч. община при ц. вмч. Георгия Победоносца. Возрождение греч. общин в Сев. Африке началось с сер. XIX в., с развитием промысла ловли губок. В это время появились общины на Джербе и в Сфаксе. В нач. ХХ в. число греков в Тунисе достигло 60 тыс. чел. В нач. 90-х гг. XX в. греч. диаспора в Тунисе (гл. обр. в городах Тунис и Сфакс) включала 60 чел.; в наст. время она уменьшилась до 30 чел., из к-рых 10 живут в столице страны.
Марокко. Греч. эмиграция в эту страну (в основном с о-ва Лесбос) началась после первой мировой войны. В 1927 г. в Касабланке была открыта часовня Благовещения Пресв. Богородицы, а в 1931 г.- часовня свт. Мелетия. В Фесе действовала ц. Пресв. Богородицы. Общины, процветавшие в 20-х гг. ХХ в., пришли в упадок после второй мировой войны. В 30-40-х гг. ХХ в. в Марокко проживало 1200 греков, большинство из них - в Касабланке, остальные - в Фесе, Мекнесе, Тазе и Уджде. Среди них помимо торговцев были ремесленники (в т. ч. плотники) и строители, к-рые происходили гл. обр. с о-ва Карпатос. После получения Марокко независимости (1956) начался массовый отъезд греков, пик которого пришелся на 1962-1971 гг. В нач. 90-х гг. ХХ в. в Марокко оставалось ок. 180 греков, большинство из них проживало в Касабланке.
Алжир. Во 2-й пол. XVII в. здесь возникла греч. община и была построена ц. Пресв. Богородицы в г. Алжир (нек-рые источники называют ее ц. вмч. Георгия Победоносца), упоминания о к-рых прекращаются в посл. десятилетия XVIII в. В наст. время следов этой церкви не осталось. Греки снова появились в Алжире в период первой мировой войны, но были немногочисленны (ок. 100 чел., гл. обр. в городах Оран и Алжир) и не организовали общины. В 70-х гг. ХХ в. в стране проживало примерно 30 греков, в нач. 90-х гг. ХХ в.- 20.
Русские приходы в Сев. Африке. В 20-х гг. ХХ в. в Тунисе, Марокко и Алжире правосл. паства пополнилась за счет рус. эмигрантов-белогвардейцев. Первые рус. приходы возникли еще до учреждения К. м. В Тунис рус. эмигранты прибыли в 1920 г. вместе с эскадрой Черноморского флота, среди них было 13 священников. Первоначально службы совершались в походной церкви на линейном корабле «Георгий Победоносец», а затем - на частной квартире и в ц. сщмч. Киприана Карфагенского в форте Джебель-Кебир. В 1937-1938 гг. русскими моряками-эмигрантами была построена ц. блгв. вел. кн. Александра Невского в Бизерте (архит. Н. С. Сухаржевский), к-рая является храмом-памятником Черноморской эскадре Российского флота. В Тунисе сложилась достаточно большая русская колония, и руководство РПЦЗ направило в Сев. Африку архиеп. Пантелеимона (Рудыка) с целью устройства отдельной епархии. Его приезд в 1951 г. вызвал конфликт с Александрийской Православной Церковью, поскольку тот был назначен управлять русскими приходами, находящимися в ведении Зарубежного Архиерейского Синода, без предварительного соглашения с Александрийским Патриархом. Патриарх Христофор II запретил греч. духовенству общение с рус. священниками, поминающими архиеп. Пантелеимона. В янв.-сент. 1953 г. усскими приходами Сев. Африки с центром в Тунисе управлял еп. Нафанаил (Львов). Он начал строительство ц. Воскресения Христова в столице Туниса (1953-1956, по проекту архит. М. Ф. Козмина), прообразом которого служил храм Покрова на Нерли. С 1992 г. рус. церкви в Тунисе принадлежат Московской Патриархии.
Иером. Варсонофий (Толстухин; с 1932 архимандрит), присланный в Марокко митр. Евлогием (Георгиевским), обратился с письмом к Александрийскому патриарху Мелетию II (Метаксакису), прося благословения совершать богослужения для рус. жителей этой страны. В ответ была получена патриаршая грамота № 1671 (авг. 1928). Трудами о. Варсонофия были открыты церкви в Рабате, Хурибге, Танжере и Касабланке, совершались богослужения для русских в Фесе, Мекнесе и Марракеше. В 1946-1952 гг. архим. Варсонофий был назначен благочинным рус. приходов в Марокко и Алжире. Участок для строительства ц. Воскресения Христова в Рабате был подарен в 1928 г. рус. общине мусульманином Ш. Х. Джебли в благодарность за исцеление по молитвам иером. Варсонофия. Храм был освящен в 1932 г. митр. Евлогием и находился в каноническом подчинении Западноевропейского Экзархата рус. правосл. приходов в юрисдикции К-польского Патриархата. Переговоры о статусе рус. приходов в Сев. Африке велись во время визита патриарха Алексия I в Египет (1945) и во время Совещания глав Православных Церквей в Москве (1948). В 1946 г. ц. Воскресения Христова перешла в юрисдикцию Московской Патриархии. Другой крупный рус. приход, при ц. Успения Пресв. Богородицы в Касабланке (1935), в 1948 г. перешел в ведение РПЦЗ.
Мн. храмы, созданные рус. эмигрантами, в наст. время не существуют: церкви ап. Андрея Первозванного (1928) и Св. Троицы в г. Алжир (30-е гг. ХХ в.), ц. Св. Троицы в Хурибге (1930), ц. Св. Троицы в Сите-де-Бурназеле, в пригороде Касабланки (1929), домовая ц. сщмч. Киприана Карфагенского в Танжере (действовала до 1962), часовня прп. Сергия Радонежского в Марракеше (построена ранее 1932) и др. С 90-х гг. ХХ в. значительную часть прихожан рус. церквей в Магрибе составляют эмигранты из стран СНГ и Вост. Европы.
Митрополиты Карфагенские: Константин (Кацаракис; 1931-1939); Парфений (Койнидис; впосл. патриарх Александрийский Парфений III; 1958-1987); кафедра вакантна (1987-1990); Ириней (Таламбекос; 1990-1994); кафедра вакантна (1994-1997); Хризостом (Пападопулос; 1997-2004); Алексий (Леонтаритис; с 2004).